В жертвенной отданности другому «я» освобождается
от «личин», обретает свое «лицо» и получает возможность
подняться к высшему типу самовыражения»
П. Флоренский Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты
Народная мудрость
Кураторы ежегодной выставки молодого искусства, продолжая исследование в области культурной антропологии, предлагают в качестве титульного проекта очередной ежегодной выставки, анализ важнейшей в современной антропологии темы взаимоотношения «Я» и «Другого», объединяя возможную широту ее интерпретации под общим названием «Моя любовь, мои друзья».
Каждый из нас существует в сообществе «Других», ведь личности предстоят друг другу в качестве многих «Я», играя разные роли, выступая в различных амплуа, меняя маски и примеряя разнообразные «личины».
Я и Ты, Я и Другой – являются ключевыми словами в диалогическом дискурсе, через
который определяется специфическое положение человека в мире себе подобных.
Только через взаимодействия Я с Другим утверждается мир отношений, реализующийся
в трех сферах: в отношении к природе, обществу и Богу. В социальном бытии отдельной личности, ее свобода и самоутверждение невозможны без взаимодействия с другими – друзьями, соратниками, любимыми. В диалоге с другим происходит становление личности, без «ты» не существует «я». Именно взаимная коммуникация обеспечивает существование
«я» как личности – это осознание своего «я» через «другого» является основой культурной самоидентификации человека.
Взаимная коммуникация невозможна без дружеской привязанности, доверия и любви.
Через пребывание в любви человек обретает свое подлинное «я». Разрыв коммуникации, утрата любви и привязанности, отсутствие дружеского общения – это антропологическая катастрофа, приводящая к утрате личности, как части общества. В современном обществе любовь «отмирает» и другие «я» смотрят друг на друга как на предмет потребления. По словам Эриха Фромма, общество, «которое в той или иной степени исключает развитие любви, в конце концов, должно погибнуть» - так, может быть, мы уже стоим у последней черты?