Вторник, 2024-04-30, 0:31 AM
 
Начало Каталог статей Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
Форма входа
Каталог статей
» Статьи » Статьи об актуальном искусстве » Констелляция Ташкент апрель 2005

В. Печейкин. ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА...
Правда Востока
18.11.2006
ГОРИ, ГОРИ, МОЯ ЗВЕЗДА...
Автор - В. Печейкин
Показом фильма "Констелляция. Постскриптум" в зале Национальной галереи его авторы и участники дали понять, что точка в их "авангардном проекте" не поставлена - поставлено многоточие. Впрочем, каждый может понять его по-своему: для одних это - знак надежды, а для других - творческого молчания.
Многие помнят, как в апреле прошлого года в одном из цехов Ташкентского опытного электромеханического завода №1 открылась авангардная выставка "Констелляция". Публика, ее посетившая, отметила, что цех впечатляет не меньше чем сама экспозиция. Присутствовавшая на открытии искусствовед Нигора Ахмедова подчеркнула, что на Западе многие авторитетные выставки современного искусства также проходят в заброшенных зданиях.
На "Констелляции" были представлены работы известных ташкентских художников. Инсталляцией Александра Николаева "Аральская вода" зрителям "на пальцах" объяснили, что подразумевается под словом "хэппенинг" (от англ. "to happen" - случаться, происходить). Расставленные на полу стеклянные бутылки, заполненные минеральной водой, служили символом постепенно отступающего от береговой линии моря. В процессе действия (или скорее - действа) публика подходила попить воды. Бутылки били, осколки блестели, как соль, и "море" отступало еще дальше...
Так год назад отечественные авторы попытались наконец отбросить условности жанра и попробовали себя в новом качестве. "Эта выставка меня ошеломила, - сказал академик Академии художеств Узбекистана Джавлон Умарбеков. - Чувствуется, что нашим художникам стало тесно работать на холсте, тесно в просторных выставочных залах. Они ищут новые формы самовыражения, они отказываются от консервативных представлений, ориентируясь на неожиданные идеи".
В этом году поучаствовать в создании трехмерных произведений смогут молодые авторы. Им прежде всего необходимо составить заявку участника: грамотно и лаконично изложить идею на бумаге, предоставить ее эскиз или макет, составить проектную смету, а также приложить творческую биографию. Эти материалы необходимо сдать на рассмотрение творческой комиссии, чтобы уже к концу ноября все заявки были рассмотрены.
В феврале-марте 2007 года планируется провести выставку идей. Идей, но не реализованных проектов. С одной стороны, предложение странное. С другой, - совершенно разумное, потому что выделить финансовые средства молодежи мало кто рискнет. Причина также понятна - отсутствие "имени" у художника, а ведь именно оно служит вернейшим залогом возврата средств. Поэтому организаторы решили сначала изучить "мысли" участников, а уж после раскошеливаться.
Но когда собравшиеся услышали, что заявки мастеров будут рассматриваться вне конкурса, это было воспринято не без волнения. Возник правомерный вопрос: что это значит? Разумеется, обходить корифеев никто не собирался, но им было тактично предложено уступить дорогу молодым. Ведь никто не станет выпускать на один ринг боксеров разных весовых категорий. Вопрос "заслуженности" - один из самых животрепещущих в мире искусства. Особенно трудно (почти невозможно) молодому творческому человеку получить средства под проект, обладая всего лишь желанием и способностями. Получается, как в булгаковской "Зойкиной квартире": чтобы поступить на работу в швейную мастерскую, необходимо быть членом профсоюза, а в профсоюзе требуют прежде устроиться на работу.
Первоначально постскриптум "Констелляции" планировался как синтетический проект. Предполагалось, что в нем будут участвовать не только художники, но и "литераторы". Об этом говорил и искусствовед Юрий Александров, предлагавший принять в проекте активное участие не только рисующим. Но буквально во время консультаций выяснилось, что в транс-формах визуальная составляющая играет основную роль. То есть, если вы напишете текст, его смогут использовать не совсем по назначению. А уж фантазия художника подскажет, что с ним делать: тумбу ли обклеить или пустить на конфетти.
Для художников в республике проводится огромное количество мероприятий, а для молодых - особенно.
Художники "Констелляции" худо-бедно осваивают "современные" способы выражения, хотя если открыть искусствоведческий словарь, то датой рождения того же "хэппенинга" значатся 60-70 годы прошлого века! Опоздание на 30-40 лет - срок огромный. Но он был предопределен колоссальным "прессингом" административно-командной системы, не допускавшей ничего нового внутрь умеренного и аккуратного соцреализма. Поэтому ташкентскому авангарду можно простить это опоздание - не поезд, в конце концов.
Сегодня достаточно пройтись по многочисленным выставочным залам столицы, чтобы увидеть - творцы приобщаются к постмодернистской этике и эстетике. Не могут пожаловаться на недостаток внимания и модельеры, музыканты, архитекторы, представители народных промыслов и многие другие.
"А литераторы?" - вопрос повисает в пустоте. Положение дел в молодой литературе обстоит иначе. Она совершенно не осваивает новых форм, а в синтетические ее не допускают. И отставание это не может не сказаться на качестве самих текстов. Поэтому авторы и уходят в графоманию, самиздат и прочую самодеятельность.
Но выход все же есть. Озарило же кого-то использовать пустые цеха. Разумеется, не предлагаю выпускать будущих Шекспиров на вторичной бумаге, но ведь и их проблемы можно было бы решить сходным образом. Интернет предоставляет бескрайнюю площадку для выставления любых текстов. Но вот беда, авторы, если и живут на одной улице, попадая в Сеть, разбредаются по ней в самых разных направлениях.
Так ли уж сложно собрать этих литературных пилигримов? Совсем нетрудно. Трудно найти такого человека, который возьмет на себя обязанности "регулировщика" и займется созданием сайта-библиотеки, в котором будут собраны произведения молодых писателей. Но пока такого инициатора нет... Выходит, приверженцы литературного авангарда вновь будут ждать, когда он "свалится с неба", а пока, задрав голову, смотреть на звезды?
Само слово "констелляция" можно перевести с латыни как расположение небесных светил в момент рождения человека. Оно, как считали древние, определяет его судьбу. Вот и получается, что художники родились под счастливой звездой. И становится ясно, почему Борис Пастернак написал "не спи, не спи, художник…". Зачем спать тому, у кого есть чем заняться? Ну а самому Пастернаку пришлось бы, перековав перо на кисть, заняться другим ремеслом.
Валерий Печейкин

Источник: http://В. Печейкин. Правде Востока. 18.11.2006
Категория: Констелляция Ташкент апрель 2005 | Добавил: uzart (2007-01-07) | Автор: В. Печейкин
Просмотров: 984 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Категории каталога
Констелляция Ташкент апрель 2005 [5]
Видеоарт [4]
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика