Среда, 2024-04-24, 11:06 AM
 
Начало Каталог статей Регистрация Вход
Вы вошли как "Гость" · RSS
Меню сайта
Форма входа
Каталог статей
» Статьи » Статьи об актуальном искусстве » Констелляция Ташкент апрель 2005

Фоторепортаж из бездны подсознания
В.Абатуров
Экономическое обозрение №4(67), апрель 2005

Фоторепортаж из бездны подсознания

По мнению многих ученых и обывателей, философов, экономистов и политологов, короче, сторонних незаинтересованных наблюдателей, наш современный мир движется в неизвестном направлении - в тартарары, к черту на кулички, к апокалипсису, в постиндустриальное измерение и т.д. Прогнозы самых авторитетных организаций и ученых мира, несмотря на то, что и так противоречат друг другу, исполняются с точностью до наоборот, кроме того, еще и уже корректируются ежеквартально. В общем, мировая аналитика на глазах превращается во вселенский бедлам, а элементарные (с точки зрения здравомыслящих людей) спорные вопросы уже массированно решаются с применением террористических и революционных инструментов. Ориентиры и осмысление размываются, но ощущения и устремления остаются. И в этой хаотичной среде, где аналитика становится бессильной и девальвируется, интуитивное конструирование мироздания более адекватно отражает страхи и устремления современного общества. Пожалуй, наиболее ярким примером этого является выставка «Констелляция» имевшая факт своего появления в художественном пространстве Узбекистана с 15 по 20 апреля в заброшенном цеху Ташкентского опытно-механического завода №1.
Выставка «Констелляция» была организована Программой по культуре и искусству Швейцарского Управления по сотрудничеству и развитию. Тема выставки - инсталляция в нетрадиционном пространстве промышленного объекта (цех завода). Инсталляции, являясь одной из наиболее ярких форм актуального искусства, отражают поиски художников в области концептуального творчества. Выставка продемонстрировала разные идеи актуального искусства: инсталляции, видеоарт, объекты, перфоманс, реди-мейд, кинетический объект и др.
Ржавеющее время. Уже на подступах к помещению, где размещалась экспозиция, по серым стенам молчаливых, мертвых зданий, сложенных из кирпича, по-моему, еще дореволюционного обжига, бегали алебастровые крысы, впрочем, довольно симпатичные на вид. Церемония открытия проходила на улице в интерьере разрушающихся остатков индустриальной цивилизации. Очень трогательно и беззащитно выглядели и выступающие и присутствующие (фото 1). Dress code, придающий уверенность, силы и шарм на фуршетах, явно выглядел безнадежно уязвимым в пространстве ржавеющего времени. Тем не менее, выступающие все же нашли в себе силы с восторгом рассказать о том, что ожидает посетителей, когда они войдут внутрь. Но посетители заходить внутрь явно не спешили, так как из разверзшихся врат заброшенного цеха (идеального места для расправы мафии со своими жертвами в американских фильмах), просматривалось что-то, весьма похожее на инструменты для пыток из средневековых гравюр о бурной деятельности инквизиции. Но даже официальные речи имеют свойство когда-нибудь кончаться, и посетители все-таки вынуждены были войти во внутрь, не зная, что их ждет впереди. У меня в этот момент всплыла в голове дантовская надпись на вратах ада: «Оставь надежду всяк сюда входящий».
Дыба Мебиуса. То, что я принял с улицы за какую-то усовершенствованную дыбу, оказалось на деле листом Мебиуса, инсталлированным из огромных сгоревших спичек (фото 2). По идее такая подача этой конструкции должна была бы успокоить бедного посетителя выставки. Ведь лента Мебиуса весьма абстрактное понятие, связанное с бесконечностью и, вроде бы не имеет никакого отношения к физическим пыткам. Но, увы, это касаемо только того мира, который остался за дверью. Здесь же, в несколько потустороннем мире, созданном подсознанием художников, почему то вспомнился тезис о бессмертии души. А ведь для бессмертной души бесконечность ленты Мебиуса уже приобретает совсем другой смысл: как будет чувствовать себя душа в этом бесконечном коловороте сгоревших спичек, которые, вполне возможно, будут вечно, как мясорубка, рвать ее на части! Бедные художники, бедные МЫ...!
Минеральный Арал. Но это самое броское и объемное начало, которое сразу же бросается в глаза. Дальше глаза разбегаются, а мысли заплетаются, всклокоченные жесткими ударами авторской фантазии по нервам зрителя. Здесь и наглядное представление об Аральской катастрофе в виде полных и разбитых бутылок с минеральной водой (фото 3). Разбитые бутылки — высохшая часть моря, еще целые - высыхающая. И видимо, не случайно время от времени раздается звон разбиваемой бутылки, ведь Аральское море продолжает стремительно сжиматься.
Совковая глобализация. Здесь и оригинальный взгляд на личность в западной модели глобализации, причем выраженный в совковой атрибутике. Механический аппарат, бюрократической печатью штампующий людей. Аппарат скрипит, бумажная лента движется и ложится на пол (фото 4). Правда, может быть, стоило бы подставить под нее корзину из Windows Microsoft. Было бы еще нагляднее.
В паутине отношений. Человек, висящий посредине своеобразной паутины (фото 5). Нахождение в центре предполагает, что он символизирует собой паука. Но его поза — голова спрятанная в колени, говорит о том, что автор видит в нем жертву. Может быть, суть в том, что каждый человек расплетая свои паутины, сам становится добычей паучьих сетей, в том числе и своей собственности. А, может быть, автор имел в виду и что-то другое? Но дело в том, что паутины связей и отношений в этом мире в конце концов настолько оплетают личность, что человек опускает руки в борьбе за сохранение своего «Я».
Хаос законов. А вот маленький восточный принц (или принцесса? - не разобрать) с манускриптом в руке спускающийся к центру какого-то незнакомого мироздания (фото 6). Судя по спокойствию и уверенности его движения, а также важному документу в руках, он направляется туда, что бы диктовать свои законы. Однако за его спиной непонятные, но упорядоченные и симпатичные конструкции чуждого мироздания превращаются в навороченный хаос привычных для нас лестниц. Так и хочется воскликнуть: не разрушайте со своими законами непонятные вам чуждые миры, господа! Останется только хаос, который не нужен никому.
Ангел и крыса. Для новой постановки сюжета о светлой и темной сторонах человеческой души была выделена даже отдельная комната. На одной стене человеческий контур вываян ангелочками, на противоположной - крысами (фото 7). (Что это наши художники так любят — ненавидят крыс? Такие же животные как и другие, но из-за бесконечных гонений со стороны человека, более жестко борющиеся за свое выживание). Но это не важно. Важно, что здесь баланс аналогий нарушен. Антипод ангела — чертик, а антипод крысы (мыши) - котик. Здесь получается, что не просто крыса приравнена к черту, но и ангел к крысе. То есть подсознательный сдвиг в художественных аналогиях приводит к кардинальному сдвигу в извечном балансе сил мироздания - противостоянии добра и зла, к размыванию этих понятий, к их девальвации и подмене друг другом. Но, впрочем, это только отражение тенденций реального мира, где ежедневно с помощью медиа- и политтехнологий белое превращается в черное, добро во зло и наоборот. Сдвиги подобного масштаба в геополитике обычно приводят к переустройству мира. А в мировоззрении? — Холодок по спине!
Зазеркальный пейзаж Хоббитании. В центре выставки находился большой куб с зеркальными стенами и маленькой не совсем заметной дверкой. Мне посчастливилось обнаружить ее только тогда, когда я обошел уже всю выставку. Внутри натуральная трава, зеркальные вода и небо, и ажурные хрустальные конструкции (фото 8). И все это многократно преломляется. И шума выставки почти не слышно. Я почувствовал себя Фродо, возвратившимся в родную Хоббитанию после всех перенесенных прелестей военного похода на Мордор. И все стало на свои места. Если есть на земле такое место, остальные экспонаты действительно отражают реалии окружающего мира вполне адекватно. Но к сожалению, всем места на этой хрустальной планетке не хватит. Недолго я наслаждался, пришлось ее покинуть под наплывом ждавших в очереди других посетителей.
Агрессия из канализации. Выходя на улицу через «черный ход», решив, что уже все позади, надеясь попасть в реальный мир, глотнуть свежего воздуха, прийти в себя после

пережитого, я испытал еще одно экстремальное впечатление. Из распахнутых канализационных люков лезли крысы огромных размеров (фото 9). Это были уже не те маленькие (с которыми еще можно справиться), довольно симпатичные зверьки, которые встречали меня на подходе к выставке. Это уже была квитэссенция животной агрессии: силы зла, стремящиеся овладеть этим, уже не выставочным, а реальным миром, (в том числе теми же автомобилями организаторов, стоявшими неподалеку) так как дело уже происходит на улице. Наш мир со всех сторон окружен алчущими агрессорами!?
«Сон разума роаедает чудовищ» или Надежда умирает последней. Тем не менее, покидал я эту выставку с надеждой, несмотря на то, что при входе собирался с ней расстаться. Видимо, помимо отдельных авторских замыслов по каждой композиции существовал и общий художественный замысел в подборе экспонатов и их расстановке, благодаря которому вся выставка в целом стала художественной моделью современного мира. Люди стремятся в Хоббитанию и Зазеркалье, как на протяжении всей истории стремились в райские кущи. Где свежий воздух и зеленая трава, где все ясно и понятно, где мечты претворяются в жизнь. (Зеркальный куб в центре зала). В этих своих устремлениях они маются и мечутся, делают ошибки, портят нервы и жизнь себе и другим. И чем сильнее все хотят рая для себя, тем больше они превращают в ад жизнь окружающих. (Экспонаты в помещении.) Это тоже все как бы ничего страшного, в принципе, как обычно. Но подспудно зреет ощущение какой-то более серьезной внешней угрозы не только для идеального, но и реального, пусть и несовершенного мира. И эта угроза уже активно точит зубы и когти. (Экспонаты на улице). В чем же заключается эта угроза? В том, что мир уже безнадежно «обветшал» в своих действующих мировоззренческих координатах. (Выбор места действия). В связи с этим логично предположить, что человечество нуждается в духовно-интеллектуальном (именно вместе, а не по отдельности) обновлении, дабы справиться с крысами Гойи («Сон разума рождает чудовищ»), уже лезущими изо всех канализационных люков человеческой души. Не есть ли это подсознательный художественный анализ реальных угроз, уже проявляющихся в общем росте нестабильности на планете, отмечаемом многими аналитиками? И если художники начинают говорить об этом, то может быть и более «серьезные» люди, принимающие решения, прислушаются к этим предупреждениям. Надежда умирает последней!
Короче, кто бы там как бы не ссылался на то, что все это - прибамбасы отдельных оригинальствующих личностей, тем не менее, все эти экзотические построения попали к ним в головы тоже не с потолка, а вызваны, пусть отчасти, и подсознательным, их восприятием нашей реальной жизни. Просто жизнь такова, что дает поводы к подобному восприятию. И если аналитики «хромают» в ее своевременном осмыслении, то на передний фронт познания мира выходит интуиция художников.
Классный проект! Спасибо художникам и организаторам. В. Абатуров

Врезка
«Еще десять лет назад в Узбекистане такие экспозиции были бы невозможны: не были готовы художники, не было инициаторов, более того, их бы не поняли. Сегодня многое изменилось. Уже несколько лет актуальное искусство (contemporary art), из робко и редко выставляемых инсталляций, теперь увлекает многих художников; появился интерес публики и прессы, просматриваются перспективы выхода наших художников на международную арт-сцену. Актуальное искусство, во многих странах ориентированное на злободневные вопросы современности, выражает их универсальным языком инсталляций, перфомансов, видеоарта. Оно стремится к постоянному расширению границ визуального искусства, разрушает социальные условности, несет в себе инновационный импульс». Из пресс-релиза выставки.

Источник: http://Экономическое обозрение №4(67), апрель 2005

Категория: Констелляция Ташкент апрель 2005 | Добавил: uzart (2007-01-07) | Автор: В.Абатуров
Просмотров: 959 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
Категории каталога
Констелляция Ташкент апрель 2005 [5]
Видеоарт [4]
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика